Надеяться только на себя и ничего не бояться

Антон Козырев

Владелец печатной мастерской "Европроект"
1374

Дизайнерская бумага, шрифты, пантоны, шелкография, композиция и пропорции - вызывают ли у вас эти слова радость? Такую внутреннюю улыбку "мммм, да мы об одном и том же" ;) Если да, то это интервью с Антоном Козыревым, владельцом печатной мастерской "Европроект" с вами на одной волне :) А еще в нем ламповая олдскульная мудрость, 20ти летний опыт работы на себя, и теплая человеческая доброта.

Антон из творческой семьи: мама - профессиональный музыкант, папа - художник, зав.кафедрой мебели в Художественном училище им.Мухиной. Антон учился здесь же, на кафедре дизайна. И в творчестве всю жизнь, причем никогда не работал по найму, всегда сам на себя, в разных вариантах. Представляете? ;)

После окончания училища в самом начале 90х стал фрилансером, хотя слова такого тогда не было и зазывалось это "работать на вольных хлебах". Потом пришел в бизнес к своему знакомому, бизнес стали развивать вместе, выросли до нескольких компаний. С нескольких процентов в доле Антон стал полноправным партнером 50 на 50. И... разошлись. Каждый пошел своей дорогой.

Антон открыл свою печатную мастерскую, которая специализируется на шелкографии. И занимается тем, что любит. Творит. Ведет бизнес. И делиться уникальным опытом с нами :)

Интервью получилось очень многоплановое. Интересно и тем, кто занимается дизайном или если бизнес как-то связан с творчеством. Много полезного и о работе с заказчиками, и о подходе к творчеству. Актуально и если вы как заказчик работаете с дизайнерами и типографиями. На что обращать внимание и как найти подход к креативным людям. И всем-всем-всем фрилансерам, предпринимателям и бизнесменам рекомендую посмотреть-послушать, большой жизненный опыт, художественное образование и мудрость такие интересные взаимосвязи образуют ;)

- Как вести бизнес с партнером и к чему стоит готовиться заранее
- С чего начать, если нужно сделать дизайн, а вдохновения совсем нет
- Какое открытие сделал Антон благодаря логотипу компании "Союзконтракт" (кто помнит, в 90х лимонады и куриные ножки) и в чем сила овала
- Как понять, что человек собирается уволиться
- Как сделать так, чтобы смежники выполняли твои заказы первыми в очереди
- Стоит ли прислушиваться к мнению заказчика, если ты дизайнер, а он вроде как нет
- Чем отличается бизнес, когда несколько компаний и в штате 50 человек, от бизнеса небольшой печатной мастерской
- Почему не нужно искать виноватых, даже если кажется что "ну вот они же ведь"
- Что важно знать про шанс и у кого он есть (и в жизни и в бизнесе)
- Что такое шелкография, ее возможности и особенности (что вообще без нее сделать - удивительные вещи печатают шелкографией!)
- На каких принципах строится комфортный бизнес В2В
- Чему Антон научился у отца и применяет это в бизнесе
- Что делать, если "ну не идет, ну не получается" (про два варианта и выбор между ними)
- Важный принцип в бизнесе, который вроде фантастика, но это работает

Большое-большое спасибо ресторану Теплые края за то, что они есть)))))))))) За теплую беседу с Антоном и ароматный свежий чай ;)

Текстовый вариант интервью

Эксклюзивная информация, которой нет в интервью
Посмотрите это небольшое видео

Как открыть печатную мастерскую: история успеха

— Вы в этом бизнесе уже двадцать лет? Что было до открытия бизнеса?

—До этого я работал в качестве фрилансера. Хотя на тот момент не было слова «фриланс». Тогда это называлось «работать в свободном полете». В 90-м году я закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной (прим. сейчас Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица). Наш выпуск был первым выпуском дизайнеров, до этого выпускники считались художниками-конструкторами. И это был первый выпуск, у которого не было обязательного распределения.

Мне повезло, так как рецензентом моего дипломного проекта была Татьяна Самойлова, успешный дизайнер советского времени. Она пригласила меня работать в мастерскую, где я начал работать, как объектный дизайнер. Мы делали проекты утюгов, выключателей и так далее.

Но быстро выяснилось, что все производства очень негибкие. И если, например, мы делали прозрачную деталь, то выяснялось, что прозрачного пластика нет. И постепенно моя деятельность как объектного (промышленного) дизайнера сошла на нет.

Но помимо предметного дизайна мы изучали еще и графический дизайн. Создав продукт, мы обязательно делали к нему упаковку, логотипы и другое. Мы изучали цветоведение и шрифты. Это было время, когда создавая шрифтовые композиции, мы всё рисовали вручную, так как компьютеров в то время еще не было. С компьютером я познакомился в конце обучения, да и то лишь играл на нем «в змейку».

Знание графического дизайна и любовь к шрифтам потом мне очень помогли

Началась эпоха бизнеса и предпринимательской деятельности. Всем захотелось, как за рубежом, иметь свои визитки, собственные логотипы. Это было «золотое время» потому, что на рынке были только профессионалы. Компьютеров не было, и человек «с улицы» не мог выполнить такую работу.

Когда я купил первый компьютер, то начал работать «на вольных хлебах», делал визитки, логотипы, обложки для журналов и так далее. Потом я стал сотрудничать со своим институтским товарищем, у которого на тот момент уже была печатная мастерская, где печатали надписи на футболках. И я пришел в эту мастерскую как дизайнер. Со своим компьютером, что было ценно. Компьютер в то время был боевой единицей.

Постепенно мы стали продавать материалы для шелкографии. В поисках материалов я съездил в Италию. Эта поездка дала мне мощный всплеск заинтересованности в печатном деле. Потом мы стали дилерами швейцарской компании. В Швейцарии я прошел обучение, и по-настоящему «заразился делом».

— Но в эту печатную мастерскую Вы пришли как компаньон или как простой сотрудник?

— Сначала я был наемным сотрудником, а через два года стал компаньоном с небольшой долей участия. Спустя 10 лет я стал компаньоном «50/50». К этому времени мы уже производили собственное оборудование по шелкографии. Поскольку у нас было несколько направлений, мы разделили с партнером сферы: я занимался печатью, а он производством и продажей.

Рано или поздно для каждого бизнеса, который ведут несколько партнеров, наступает такой момент, когда такому сотрудничеству приходит конец. У бизнеса должна быть одна голова.

— А если с самого начала четко разграничить направления для партнеров? Это всё равно не помогает?

— Тогда может теряться смысл такого партнерства.

Самое главное, понимать, для чего вам бизнес

Я знаю людей, которые занимаются бизнесом для того, чтобы ходить в офис и сидеть в красивом интерьере. Как только мы понимаем, что бизнес нам нужен для получения прибыли, то начинаем вести себя по-другому.

На тот момент у нас работало более 50 сотрудников, нужно было платить им зарплату и контролировать качество их работы. Меня стала тяготить эта ситуация, особенно, когда я вспоминал то время, когда работал как фрилансер, «на вольных хлебах».

— По факту получалось примерно одинаково зарабатывать?

— В том то и дело, что да. Для такой большой компании обязательно был нужен секретарь, три бухгалтера. Кроме того в штате были дизайнеры и менеджеры. Им всем нужно было платить зарплату.

В работе типографии очень важны сроки выполнения работы. В шелкографии в отличие от цифровой или офсетной печати нельзя просто нажать на кнопку «печать». Нужно сначала подготовить файл, матрицу и так далее. Это 100% hand-made, за исключение получения матрицы.

Однажды нам нужно было подготовить к утру шесть файлов, чтобы цех не встал. Меня тогда подвел мой дизайнер. В конечном итоге я сам подготовил три макета, а дизайнер – один. И тогда я подумал, смогу ли я организоваться и сделать всю эту работу без него.

Профессионалы могут сказать, что работать самому – удел не настоящего бизнесмена. Значит, я не настоящий бизнесмен. Я не хочу заниматься тем, чтобы организовывать других жесткими методами, чтобы работа выполнялась качественно и в срок. Я хочу заниматься любимым делом.

Шелкография: как зарабатывать на творчестве

— Вам нравится сам процесс печати и шелкографии?

Устали читать?
Посмотрите это небольшое видео из интервью

А здесь можно посмотреть интервью полностью

— Конечно. В этот момент я понял, что я ремесленник и хочу зарабатывать тем, что я умею. Это дизайн и шелкография. Шелкография позволяет дизайнеру реализовывать самые смелые идеи.

Шелкография – тоже искусство. Энди Уорхол создал с помощью шелкографии свои десять портретов Мэрилин Монро. Эти работы были представлены в Эрмитаже и произвели на меня неизгладимое впечатление.

— Но шелкография была и остается эксклюзивной формой печати?

— Не совсем. Однажды к нам поступил заказ сделать 50 тысяч экземпляров для одного бренда. На тот момент для нас это был очень большой тираж, но мы смогли организоваться и запустить производство. Тогда я понял, что не нужно бояться больших задач.

Сейчас проще, появились принтеры, печатающие на пластике.

В шелкографии при расчете стоимости работы оцениваются затраты на первичные работы (до печати) и расходы на печать. И чем больше тираж, тем выгоднее для нас заказ.

— А печатать можно на всем?

— Абсолютно на всем. В этом достоинство шелкографии. Даже перчатки с пупырышками создаются посредством шелкографии. Просто делается трафарет и берется специальная густая краска.

— Получается, что шелкография – очень трудоемкий процесс? И бизнес, связанный с шелкографией, скорее низкомаржинальный?

— Это низкомаржинальный бизнес, если маленькие тиражи.

Самое сложное в процессе шелкографии – сделать матрицу

Я учился этому в Швейцарии.

Есть простые работы. Если нужно напечатать логотипы на школьные линейки (6 000 изделий), на это уйдет меньше 3-х дней. У нас много промышленных заказов. К нам часто поступают заказы сделать маркировку.

— В сфере шелкографии нет места стагнации, всё время есть развитие?

— Развитие всегда есть. Сейчас появились новые принтеры, позволяющие использовать цифровую печать. Но история с очень ограниченным тиражом. У нас в шелкографии минимальный тираж составляет 100 штук.

Да, действительно, если нужно подарить футболку с надписью на день рождения девушке, то дешевле заказать цифровую печать на принтере. Но если это тиражное изделие, которым нужно будет долго пользоваться, то лучше выбрать шелкографию.

— Помимо цены, нужно еще чтобы изделие сохраняло свои потребительские свойства?

— Конечно. Мы получили тот большой заказ в 50 тысяч экземпляров, так как могли удовлетворить требования заказчика по качеству изделия.

Самое удивительное в нашем бизнесе – то, что люди постоянно заказывают визитки, несмотря на то, что столько технологий за эти годы уже поменялось.

Как установить хорошие отношения с заказчиками

— Кто ваши заказчики?

— Это в основном компании. Работая с большой командой, я понял, что индивидуальные заказы (визитки, логотипы и так далее) – самые сложные и затратные. Маленький клиент – самый тяжелый клиент. Такие клиенты чересчур требовательны и настойчивы.

Все, кто с нами работают, понимают, что качественная шелкография – это не быстро

Важно, чтобы с заказчиками были хорошие отношения: «Ели мы друг другу не поможем, кто еще нам поможет». Важно не работать с плохими людьми.

— С плохими заказчиками или сотрудниками?

— Говоря «плохие сотрудники» я имею в виду непрофессионалов.

В отношении партнеров я считаю, что не нужно никого напрягать, создавать людям дополнительный стресс. Хотя я помню такие времена, когда первыми выполняли заказы тех, кто больше всех кричал.

В отношении заказчиков я считаю, что нужно выполнять в срок свои обязательства по договору. Если я выполняю заказ качественно и в срок, а заказчик не выполняет свои обязательства, то для меня это повод для размышления о дальнейшем сотрудничестве.

— Говорят, что В2В – отношения между юридическими лицами, а Ваш опыт показывает, что это, прежде всего, человеческие отношения?

— Комфортный бизнес именно такой. Когда нашим заказчиком становится крупная компания, то возникают сложности, если сотрудники компании перекладывают свою ответственность друг на друга.

У меня был период, когда я очень жестко ставил эту проблему перед сотрудниками: нужно уметь нести ответственность за весь процесс. Теперь если у печатника появляется брак, он не прячет его, а говорит мне об этом. Мы вместе исправляем ситуацию, переделываем заказ.

Бывают ситуации, когда ошибка в печати настолько незначительна, что заказчик даже не может её обнаружить, хотя мы честно её показываем.

Настоящий печатник, как сумасшедший, ходит на выставки с лупой

И наоборот, когда мы видим ошибку (даже незначительную) на матрице, то сразу же её исправляем, даже если для этого нужно переделывать большой объем работы. Это две большие разницы – случайно сделать небольшую ошибку и заметить такую ошибку и продолжать дальше. Это неуважение к своей работе.

Герой Жана Поля Бельмондо говорил в одном фильме: «Делай свою работу хорошо, и она принесет тебе радость». Работа – важная часть жизни.

Иногда у меня наступает кризис, и мне хочется всё бросить. Но я понимаю, что не привык и не хочу работать под чьим-то руководством. Свобода очень важна для меня. Свобода в этом отношении для меня даже важнее, чем деньги.

Как руководить коллективом: принципы сотрудничества

— Вы умеете учиться на своих ошибках?

— Я стараюсь учиться. Например, я не принимаю вновь к себе на работу уволившихся сотрудников.

За всё время у меня было только одно исключение для одной ценной для компании сотрудницы.

Более того, я научился понимать, когда человек готовится увольняться. Если человек начинает халатно относиться к работе, а потом вдруг отпрашивается на день (чтобы пойти на собеседование), то это верный признак того, что он скоро уволится. Возможно, это мне передалось от отца, который был заведующим кафедрой и рассказывал мне основы работы с коллективом.

— А как это делать? Общаться постоянно с коллективом?

— Не обязательно. Просто в разговоре нужно чувствовать человека, стараться понять, какими проблемами он озабочен. Как только ты чувствуешь, что у человека возникла проблема (которую он не может решить, а ты можешь), нужно обязательно её решить.

И не нужно искать свою выгоду. Помогать нужно просто потому, что это люди, с которыми вы вместе работаете.

Без нормальных взаимоотношений между людьми невозможен нормальный бизнес

— Нужно стремиться устанавливать хорошие отношения со всеми? С заказчиками, поставщиками, сотрудниками?

— Да. И если вы понимаете, что это невозможно, нужно просто исключать такого человека из деловых отношений. Такой подход позволяет мне, например, уехать в отпуск и быть спокойным за свой бизнес. Потому что в моей компании только те люди, которым я доверяю.

Если коллектив – команда профессионалов, то и брака становится меньше. В нашем бизнесе, где маржинальность небольшая, количество брака имеет решающее значение.

Один печатник поделился со мной правилом «французских легионеров»: если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдет не так; если есть какие-то сомнения, то сомнений нет. Если ты сомневаешься в том, что это хорошо, это точно не хорошо.

Почему кроме реального действия важна его энергетика

— Интуитивные ощущения приходят к нам в виде сомнений?

— Да. У меня такие ситуации бывают в работе, когда я не могу объяснить, почему я вдруг предлагаю другое производственное решение.

Помимо реального процесса работы существуют еще тонкие, энергетические, непонятные нам вещи: интуиция, флюиды и так далее.

Нужно гнать от себя мысли в духе «Что-то заказчиков стало меньше. Чувствую, это месяц будет не очень». Лучше думайте о том, что у вас будет много работы. Визуализируйте эту работу в подробностях.

Бывают моменты, когда мало заказов. И я думаю, как буду платить зарплату своим сотрудникам. Но тогда я стараюсь представить сотрудников, получающих хорошую зарплату, счастливых и удовлетворенных. Заказы приходят, и всё постепенно образуется. Это фантастика.

Не разделяйте бизнес и вашу жизнь вне бизнеса. Занимайтесь тем, что вы любите

— Ваши рекомендации такие интересные потому, что накоплен большой опыт.

— Мне повезло. Моя мама – музыкант, а папа – художник. Мама рано поняла, что в семье достаточно одного профессионального музыканта. А папа всегда брал меня в свою мастерскую и институт.

Моя дочь закончила кафедру текстиля и занимается печатью на тканях в моей мастерской. Кроме того, она получила дополнительное образование и шьет дизайнерскую одежду и сумки. Это её любимое дело.

Я счастливый человек потому, что сразу понял, каким делом я хочу заниматься. Это позволило мне избежать большого количества ошибок.

— Работа с заказчиками – постоянный поиск компромисса?

— Да, сейчас я не буду спорить с заказчиком. Хотя раньше это было обычное дело. Был случай, когда заказчик подправил мне макет так, что мне очень не понравился итоговый вариант. А когда мы напечатали эти коробки и положили их на витрину с другими, то я понял, что заказчик был прав. Потому что он в этой теме.

Работа с заказчиками – постоянный компромисс. Хотя есть такое редкое явление как благодарные клиенты. У нас был один заказчик, которому нравилось всё, что мы делаем. Он никогда не вносил никаких изменений в проекты.

Очень важно в работе – собраться и начать делать хоть что-то

У нас в институте это называлось «эстетизироваться». Чтобы начать придумывать новое, мы доставали каталоги типа OTTO и просто их листали.

— Просто набираешься вдохновения?

— Да. Когда мне заказывают дизайн логотипа, я часто начинаю «входить в образ» - мысленно складывать пазлы, занимаясь повседневными делами. А потом сажусь и рисую логотип за 5 минут.

А бывает наоборот. Чтобы сделать, нужно сесть и начать. Можно просто начать рисовать кружочки и квадратики. Если ты не делаешь ничего, ничего и не получится.

Ты можешь думать сколько угодно. Но пока ты не возьмешь мышку, карандаш или иголку и ткань и так далее, ничего не выйдет. Надо делать этот первый шаг.

Надеяться на себя и ничего не бояться. Как только ты начинаешь думать, что у тебя не получится – у тебя не получится. И наоборот.

— Надо думать, что всё получится, и начинать уже делать?

— Это всем понятная вещь. Но сделать это не просто. Важно не сдаваться. Сдаться легко. Не сдаться - очень сложно.

Не вините никого, кроме себя, в своих неудачах. Надо всегда быть готовым к риску. Быть готовым к тому, чтобы видеть новые возможности и уметь ими воспользоваться.

1374
Присоединяйтесь к нам

Друзья, важные причины подписаться:

№1 Раз в неделю к вам будет приходить подборка полезного материала #бизнесвкедах

№2 Вы первыми узнаете, с кем выйдет следующее интервью

Нажав кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку своих персональных данных, а так же принимаю условия политики конфиденциальности

Друзья, подписывайтесь на наш канал в YouTube, подписывайтесь на нас в соц сетях, потому что мы постоянно делимся чем-то полезным и вдохновляющим

Бизнес-истории