Как решиться начать свой бизнес: от мастера до хозяйки салона красоты

Ольга Харламова

Хозяйка и руководитель салона "Бюро Красоты"
879

Предприниматель - это такой человек, особый, что-то в нем такое есть, что отличает его от других. Да или нет? Ольга Харламова, хозяйка салона #БюроКрасоты стала заниматься бизнесом потому, что так сложились жизненные обстоятельства. До этого она работала по найму мастером в престижном салоне.

Ей это нравилось, все устраивало. О своем бизнесе не думала. Вообще не собиралась, не планировала. И вот получилось так, что из того салона уволилась и стала работать на себя, как мастер. Но вокруг собралась команда коллег, с кем уже сработалась за 10 лет. И единогласно решили, что Ольге быть главной. Вот так и пришла Ольга в свой бизнес.

И делает. Растет, развивается. В чем-то не уверена, где-то сомневается, знаний и опыта в плане руководства и ведения бизнеса не хватает. Но это возможности для развития. И есть какой-то внутренний азарт, как Ольга говорит, посмотреть, справится ли она с этим, и как справится. И этот азарт не дает все бросить, не дает страху и сомнениям одержать верх!

Очень искреннее интервью с человеком, который решился на такие кардинальные перемены в своей жизни, имея огромный опыт за плечами (в этом году уже 20 лет в профессии), и уже второй год развивает свой салон красоты. Ольга рассказала о том, как решиться начать свой бизнес, и о таких важных вещах:

- Почему в салоне важно предоставлять комплекс услуг
- Что значит настоящая клиентоориентированность
- Почему она, как мастер, продолжает постоянно учиться
- Что ее постоянные клиенты ценят больше всего (некоторые с Ольгой уже по 15-17 лет)
- Как продвигать салон красоты и нарабатывать клиентскую базу
- Что важнее: сохранять постоянных клиентов, или чтобы приходили новые
- Чем индустрия бьюти отличается в России
- Почему даже в такой конкурентной нише, как салоны красоты, можно не думать о конкуренции
- Что важно при оборудовании и оформлении помещения для салона красоты
- Почему, несмотря на все сложности, Ольга не готова даже думать теперь о работе по найму снова
- Как вести бизнес, если совсем нет знаний и опыта

Текстовый вариант интервью

Друзья, сегодня мы находимся в таком месте, куда люди приходят одни, а уходят совсем другие, преображаются, становятся просто волшебными, красивыми, необычными

А делает всё это Ольга Харламова и её команда. У Ольги здесь своё собственное «Бюро красоты», и они всем этим занимаются

Мы с Ольгой поговорим о том, как управлять таким бизнесом и дарить своим клиентам хорошее настроение

Привет, Оля!

Привет, Настя

Оля, ты всё время работала в индустрии красоты или до этого ты занималась чем-то другим, а потом решила, что будешь дарить миру красоту?

Я, как и многие люди, начала заниматься этим неожиданно для себя. В период кризиса я поняла, что нужно чем-то заниматься, чем-то зарабатывать себе на жизнь. Стать парикмахером для меня было неожиданным решением. У меня совершенно другое образование, не по профилю. К этому я пришла неожиданно, по совету своей подруги.

Получилось так, что я обучилась, стала работать и, наверное, сразу поняла, что я на своём месте, потому что мне было очень интересно работать с людьми. И как любая профессия, она тебя только больше развивает с годами, с опытом. Поэтому сейчас, уже имея большой опыт в этой индустрии, я могу сказать, что я нахожусь на своём месте, и мне это нравится. Я никогда не жалела о том, что я стала парикмахером.

Большой опыт – это уже сколько лет?

Как раз перед тем, как мы с тобой встретились, я задумалась о том, сколько лет я в этой профессии, и оказалось, что в этом году будет ровно двадцать лет!

Ничего себе, уже двадцать лет!

Да, срок немаленький, но управлять своим салоном я стала не так давно.

То есть, до этого ты всё время работала на кого-то, да?

Конечно. Это становление: ты идёшь работать, набиваешь руку.

Любая профессия требует какого-то становления

Изначально это может быть любая парикмахерская, куда тебя возьмут без опыта, где ты привыкаешь работать с людьми, нарабатываешь самый простой опыт. Если есть внутреннее стремление расти, то дальше ты идёшь в салон, а дальше, если ты можешь, уже работаешь на себя.

Сколько лет прошло до того, как ты почувствовала себя мастером?

Наверное, это самоощущение у всех наступает по-разному, но даже сейчас, когда я мастер с большим стажем и имею постоянную большую клиентуру, я всё равно всегда в маленьком сомнении о себе. То есть, я не могу сказать, что я законченный мастер.

У меня в голове постоянно есть мысли о том, что я должна что-то ещё получить, понять. Я хочу где-то поучиться, куда-то съездить, увидеть что-то новое, потому что эта индустрия не стоит на месте. И сказать, что ты мастер – это всё равно что поставить на себе крест, потому что эта сфера требует постоянного саморазвития и повышения своей квалификации.

Меняется мода, меняются вкусы, меняются требования от клиентов, поэтому нужно постоянно совершенствоваться. Я могу сказать, что я мастер с большим стажем, но поставить себе какую-то звезду…Мне кажется, всегда есть, к чему стремиться.

То есть, у тебя нет такого ощущения, что 20 лет – это потолок?

Конечно нет

Опыт это ещё не показатель твоего мастерства

Можно иметь всего пять лет опыта, и уже быть супер мастером. Возраст – это не предел, это не показатель.

Знаешь, бывает так, что сначала всё в новинку, а потом идёт некий спад, когда ты многое умеешь, но на новый уровень ещё не вышла

Да, бывает такое, когда чувствуешь, что ты что-то отработал, тебе было интересно, а потом начинается болото. Ты застаиваешься. Я это ощущение очень хорошо в себе чувствую. И тогда у меня появляется желание узнать что-то новое, я начинаю искать, куда бы я могла поехать поучиться.

Мне хочется перенять опыт владения этим искусством у других людей, потому что, получая знания от других людей, ты всё равно перекладываешь их на свои руки, на своё видение. Ты никогда не будешь делать то же самое, что делает другой мастер высокого уровня. Ты всё равно это пропускаешь это через себя, и полученные знания трансформируешь и выдаёшь по-своему. То есть, любые знания, проходя через тебя, выходят совершенно по-другому.

Всегда должна быть небольшая неудовлетворённость собой

Это является стимулом для того, чтобы тебе было интересно дальше развиваться в этой профессии, потому что пределов нет. Пока ты работаешь, пока ты можешь делать всё это, ты должен учиться.

Ты хочешь сказать, что ты приходишь на работу, и тебя это радует?

Меня это радует, потому что каждый новый день абсолютно не похож на предыдущий. Хотя, в основном, ходят одни и те же клиенты, но ты никогда не знаешь, что ты будешь делать сегодня, потому что клиент может прийти и сказать: «Я хочу полностью изменить себя». И ты должен быть готовым в любую секунду с ним это обговорить, и предложить ему что-то совершенно новое.

Он может устать от прежнего образа, или он где-то увидел картинку и хочет своих внутренних и внешних изменений, преображений. И ты должен ему это дать. Поэтому каждый день ты приходишь на работу и не знаешь, что тебя ждёт, и что ты будешь делать. Нужно постоянно иметь в голове большую линейку образов, нужно постоянно смотреть журналы, работы других мастеров.

То есть, нужно постоянно видеть новое и, естественно, быть в тренде с модными тенденциями. Но больше всего нужно уметь выделять в человеке индивидуальность. Волосы – это такое полотно, на котором ты можешь нарисовать далеко не всё, что хотел бы клиент, потому что волосы иногда бывают очень капризными, и они у всех абсолютно разные.

Как ты как мастер относишься к такой ситуации: к тебе приходит клиент и говорит «я хочу так», а ты видишь, что это ему вообще не пойдёт. Как ты будешь с ним работать?

Очень важно дать клиенту высказаться, выслушать его и правильно понять то, чего он хочет

Конечно, я не волшебник, я не могу сделать из отсутствия волос какой-то огромный объём. Но общение с клиентом, выяснение его потребностей (почему он это хочет, что он себе представляет, где он это увидел) обязательно должно быть.

И если я понимаю, что здесь вообще никак не сделать то, что он хочет, то мне приходится работать с психологической стороны. Объяснять ему, как-то уводить от этого, показать, что это не его образ. То есть, здесь, прежде всего, нужно общаться. Нужно уметь услышать клиента и уметь донести до него, что он заблуждается или найти другой вариант, который ему понравится.

То есть, это очень тонкий момент, да?

Конечно, очень тонкий, потому что люди приходят с определённым настроением. Например, у клиента есть внутреннее желание измениться, и он хочет себя порадовать за счёт внешних изменений, вывести себя из привычного состояния. И это может быть не самое лучшее состояние, в котором он может находиться в какой-то момент жизни.

Всё-таки, внешнее преображение – это такой посыл радости.

Приятно прийти, посмотреть на себя в зеркало

Да! И ты ощущаешь себя по-другому, то есть, это некое изменение себя самого. Может быть, глядя на себя в зеркало, изменится и внутреннее состояние. Это многогранная работа, она включает в себя не только работу с волосами как с материалом. Здесь присутствует ещё и личностный момент общения. Важно услышать, что хочет человек.

Когда человек к тебе приходит в первый раз, это сложно или нет? Или проще работать с постоянными клиентами? Как долго устанавливается эта связь?

Раньше мне было сложно, я сама немножко замыкалась, поначалу было как-то неловко общаться с людьми. Всё это нарабатывается с опытом. Происходит определённый допуск людей в свою близкую зону общения, потому что мы общаемся непосредственно, глаза в глаза. Кроме того, с человеком есть тактильный контакт. Поэтому здесь очень важно настроить человека, расположить его к себе, чтобы он тебе доверял.

Многие приходят после неудачных стрижек. Естественно, они приходят с опасением, что им опять сделают что-то не то, что они будут недовольны. Поэтому когда человек приходит в первый раз, я стараюсь с ним поговорить, как-то его расслабить, поспрашивать, что ему нравится, какие у него привычки.

Например, у многих есть устоявшиеся движения, или человек не любит, чтобы ему на лицо падала чёлка, или что-то щекотало в районе уха или шеи. То есть, это те вещи, которые потом влияют на то, как человек будет себя чувствовать, как он будет носить твою работу.

В первую очередь, человеку должно быть комфортно и удобно

Ты выясняешь его привычки, любит ли он сушить феном, любит ли он просто расчесаться и пойти. У кого-то получается делать укладку, у кого-то нет. Но зачастую сейчас люди предпочитают такую стрижку, чтобы помыл и пошёл. Понимаешь, о чём я говорю, да? *Смеётся*

И при этом красивый пошёл!

И при этом красивый, да! Я сама не люблю прикладывать больших усилий для того, чтобы сделать себе укладку. Это должно занимать не больше пяти минут. Помыла, посушила, побежала. Всё.

Есть женщины, которые любят ухаживать за волосами, любят длинные волосы, они будут их выглаживать, завивать. То есть, всё зависит от человека, от женщины, как она это будет делать. Но в основном, все хотят не заморачиваться.

То есть, ты слушаешь, да?

Я слушаю, я пытаюсь понять человека, узнать его образ жизни, познакомиться с ним поближе. Это даже некий интимный момент, потому что человек рассказывает, как часто он моет голову, сушит феном или не сушит. Он должен тебе это рассказать, чтобы ты понимал, что ты будешь делать, и как он с этим дальше будет жить.

В салоне можно красиво уложить, расчесать, сделать идеальную причёску, но для меня важно, что человек будет делать потом: через день, через неделю, через месяц. Как это будет носиться, как это будет отрастать, как будет держаться краска – вот такие нюансы. Всё-таки это должен быть не ежедневный поход, как раньше, когда приходили в салон, укладывались, носили целую неделю эти причёски и спали сидя.

Сейчас всё должно быть очень быстро, легко и незатратно по времени

Поэтому нужно обязательно поговорить с человеком, понять, что он хочет, и только потом предлагать. Может быть, без каких-то кардинальных изменений, а может быть, наоборот. Если я чувствую, что человек готов на кардинальное изменение, тогда я легко иду на какие-то новые формы. В этой профессии очень важно чувствовать человека.

У тебя как-то легко получается общаться с людьми (может, так кажется со стороны). Как-то мягко, комфортно, атмосфера такая доброжелательная. У тебя всегда так или ты этому где-то училась?

Я думаю, что это определённые черты характера. Этому можно научиться, но мне кажется, что просто нужно в себе это открыть.

В самом начале мне было сложно общаться с людьми, я была достаточно закрытой. Мне кажется, здесь идёт параллельный рост и твоего мастерства, и личностных моментов. Умение перестраиваться, общаться, переключаться с одного клиента на другого приходит с опытом, с годами. Ты учишься открываться людям, просто быть собой.

Я тоже человек. Бывает, что я устаю или раздражаюсь. Но на работе нужно уметь отключаться, переключаться на клиента. Приходит новый человек, и ты забываешь о себе, видишь человека, чувствуешь его настроение. Всё-таки он пришёл к тебе получить услугу и кусочек человеческого тепла, потому что в нашей стране индустрия красоты более ориентирована на «пообщаться».

Если заграницей это чётко работа, то у нас должно быть какое-то общение, некое приближение к себе: поговорить, рассказать о себе, посмеяться, создать атмосферу. То есть, люди обязательно получают ещё и какое-то настроение. И я очень благодарна своим клиентам, потому что они оставляют отзывы и говорят о том, что у нас очень хорошая, душевная, спокойная, домашняя атмосфера.

У нас в салоне получается соединение работы с комфортом, душевностью

Это очень важно. Мне приятно, когда клиенты об этом говорят. Им нравится сюда возвращаться, и не хочется уходить, что важно.

Как вам удалось создать и высокий уровень, и вместе с тем, душевную человеческую атмосферу без холодного отстранения?

У нас подобралась очень хорошая команда. Мы сработанный коллектив, вместе уже около десяти лет. И это те люди, каждый из которых сам по себе является профессионалом своего дела, в своей отрасли. Нас объединила дружба, сработанность, мы все из одного коллектива. В этом году будет всего два года, как мы работаем в «Бюро красоты», но, по сути, мы знакомы уже давно.

У нас уже сложившееся чувство локтя, не надо никому ничего объяснять. Вот это самое главное. Когда ты работаешь с людьми, и все понимают без слов, что сейчас происходит, что нужно делать, чего не делать. Бессловесное понимание. И это очень важно.

Я думаю, что и коллегам комфортно работать здесь, потому что нравится. И мне нравится с ними работать, и я рада, что у меня есть такие люди, на которых можно положиться, можно опереться в чём-то. Стараемся.

Вам уже два года, да?

Как «Бюро красоты» нам два года, но по факту мы все состоявшиеся мастера, все с опытом, прошедшие хорошую профессиональную школу и школу жизни.

Не было ли у тебя желания открыть салон и сделать его чисто как бизнес, управлять им, а самой уже не работать?

Честно говоря, сейчас я даже не рассматриваю это как бизнес. Я ещё не совсем чувствую это как свой бизнес. Всё-таки это уже сложившийся образ жизни, работы. Я не очень представляю, чтобы я сидела дома и приходила только руководить. Я больше «делатель». У меня есть потребность что-то делать, общаться с людьми, она более важная, нежели бизнес.

Меня устраивает то, что я могу работать, зарабатывать для себя деньги. Бизнес образовался сам по себе, то есть, я к этому не стремилась. Это было вынужденное положение вещей – взять на себя роль руководителя, хозяйки салона. Скорее всего, это было даже помимо моего желания. То есть, внутри я не чувствовала, что я хочу создать свой бизнес и быть хозяйкой.

Это была, скорее, вынужденная мера, но как показывает жизнь, я и здесь оказалась на своём месте. И я ещё только начинаю понимать какие-то вещи как ведение бизнеса владельцем. Я только учусь всему этому. Посмотрим, как будет дальше, но пока что я только в начале пути.

Но желания пойти работать по найму уже нет?

По найму нет

Когда ты работаешь сам на себя, это совершенно другое ощущение, потому что ты делаешь так, как видишь ты

Есть некая свобода, но при этом остаётся ощущение ответственности пред людьми, перед клиентами и перед самим собой. Мне кажется, поработать на кого-то – это всё равно хорошая школа. Чтобы окунуться в эту профессию, нужно сначала поработать по найму, чтобы потом понять, каково это – работать на себя. Это немножко разные вещи.

Конечно, я уже не пойду работать на кого-то. Потому что люди идут, в первую очередь, не в место по его названию, а приходят и остаются у мастеров. И это важно. Мастер является визитной карточкой любого салона, потому что приходят, в первую очередь, к нему. А салон просто позволяет создавать условия, в которых мастер должен чувствовать себя комфортно, чтобы у него всё было в избытке, в изобилии. Тогда всё сложится. И клиент будет доволен, и мастер будет доволен, и хозяин будет рад.

Получается что-то вроде бутикового формата? То есть, ты мастер, на твоё имя идут клиенты, но ты не стараешься разрастись, открыть сеть салонов по всей стране, да?

Пока у меня нет желания сделать какое-то имя, бренд я бы не хотела себя размножить по стране, чтобы это было под моим именем. *Смеётся*

Вообще не хочу. Мне интереснее создать место, в котором было бы комфортно работать людям с опытом, состоявшимся мастерам, где будет комфортно и в коллективе, и в помещении, и чтобы людям было комфортно друг с другом. А так, чтобы размножиться и просто штамповать – мне это не интересно.

Мне кажется, что важнее всего ощущение душевности, комфорта с людьми, с коллегами

Когда приходит клиент, он чувствует обстановку в салоне, да?

Да. Во-первых, люди чувствуют обстановку в салоне, не только от мастера, к которому они пришли, но и обстановку в коллективе. Ведь салон – это коллектив, в котором люди работают, предоставляют определённый вид услуг. И если между собой в коллективе есть какое-то напряжение, клиенты это очень чувствуют! Это только кажется, что они просто пришли получить от вас услугу (привести в порядок волосы, ногти, лицо). Нет! Они чувствуют, что происходит у вас в коллективе. Это очень тонкие вещи.

И мне важно, чтобы как клиенты, так и мастера, приходя сюда, получали хорошее настроение, без выяснения отношений, без перетягивания одеяла друг на друга. Поэтому очень важно, чтобы это было сообщество мастеров, каждый из которых профессионал в своём деле.

То есть, у вас нет внутренней конкуренции?

Да, так. Если кому-то из наших мастеров нужно развиваться, то он найдёт способ, пойдёт куда-то учиться, сам найдёт какие-то новинки. То есть, у человека есть желание, прежде всего, заниматься саморазвитием.

Человек, занимающийся саморазвитием, никогда не будет конкурировать, потому что на любого мастера всегда найдётся свой клиент

Когда ты это понимаешь, то тебе не о чем заботиться, ты занимаешься только саморазвитием. Ты ищешь что-то новое, чему бы ты хотел поучиться, в какую область пойти, подтянуть слабые места. Кому-то нравятся мужские стрижки, кому-то женские, кому-то окрашивание. Когда самообразование на первом месте, тогда в коллективе просто нечего делить. Мастерство есть мастерство. И уважение друг друга, естественно.

Это профессия, в которой ты ищешь себя, у тебя есть много открытых дверей, ты пробуешь себя в разных сферах. И если ты нашёл свой путь, то ты на этом останавливаешься и начинаешь совершенствоваться. Получаются великолепные работы, появляется чувство стиля, текстуры волос и так далее.

Получается, действительно, нет конкуренции. Даже если на каждом углу будет салон красоты, каждый уникален по-своему, да?

Абсолютно! Сейчас такое изобилие салонов. Как говорят, сейчас в каждом доме, в каждом подъезде по салону красоты. Можно существовать в таком количестве! Если ты являешься мастером, если ты являешься индивидуальностью, то ты всегда найдёшь своего клиента, он всегда придёт.

Конкуренции нет, все люди разные, и всегда придёт тот человек, которому будешь нужен именно ты

Но у вас было так, что ваши клиенты просили, чтобы вы всей командой работали, продолжали, делали, да?

Клиенты хотят одного: если они уже прикипели к тебе, если они тебе доверяют, если ты нравишься им своей работой и личными качествами, то для них главное тебя не потерять. Это важно. Это показатель того, что ты, твоя работа, твои руки нужны людям. И если клиенту важно тебя не потерять, то это хороший показатель.

А у вас таких клиентов много, да?

Да, много. У нас работает сарафанное радио, нас узнают через клиентов. У нас пока нет большой рекламы, но при этом у всех есть достаточно большая клиентская база, наработанная за долгие годы.

То есть, люди приходят годами?

Да! Я могу сказать, что у меня уже поколение клиентов меняется! И если раньше ко мне приходили молодые клиенты, то сейчас они уже приходят ко мне со своими детьми. Я, можно, сказать, для кого-то уже являюсь бабушкой. *Смеётся*

Серьёзно! Это так забавно звучит. У меня есть люди, которые со мной 15-17 лет, и за это время они приводили своих детей, а потом их дети приводят своих детей. Когда начинаешь задумываться о том, сколько лет ты знаешь человека, даже становится немного не по себе. Зато приятно, что с людьми сложился такой длительный контакт. Клиенты становятся близкими людьми, потому что ты знаешь о них очень много. Это уже круг хороших близких знакомых.

Есть какой-то волшебный секрет, чтобы клиенты оставались по 15-17 лет? Все же хотят такое волшебное средство

Волшебства какого-то? Нет никакого волшебства, просто людям нужна теплота общения. Я стараюсь быть открытой с людьми, быть естественной, самой собой, без придумывания, без навешивания на себя каких-то образов. Я просто стараюсь быть такой, какая я есть. Людям нравится эта честность, открытость.

В этом и есть секрет просто быть самим собой

Конечно, если ещё говорить о мастерстве, то людям надо постоянно показывать, что ты развиваешься, что ты обучаешься, чтобы им было интересно. То есть, сочетание человеческих и профессиональных качеств даёт некий симбиоз, притяжение людей к тебе.

Я стараюсь всегда обучаться, и просто быть открытой, честной пред людьми.

Ты до сих пор куда-то ездишь учиться?

Да, я постоянно ищу какие-то интересные вещи, интересных мастеров. Для меня есть свои критерии мастеров высокого уровня, у которых я бы хотела поучиться. Я их отслеживаю, я их выбираю и езжу учиться. Я стараюсь ездить на мастер-классы или на краткосрочные курсы.

Обязательно нужно изучать что-то новое, иногда даже полезно освежить какие-то старые знания, например, в колористике. Потому что всё время появляется что-то новое. Нужно смотреть новые руки, новые видения людей, потому что вокруг очень много талантливых креативных мастеров, у которых есть чему поучиться. И это очень здорово, это очень важно.

Когда человек начинает чем-то заниматься, он ещё не может прочувствовать каких-то нюансов, деталей. А потом они начинают открываться, и ты начинаешь смотреть на некоторые вещи по-другому. Меняет ли это отношение к профессии? То есть, ты приходишь за одним, а через какое-то время ты смотришь на это по-другому. Например, сначала ты смотришь на это как на заработок, как на ремесло, а потом начинаешь видеть в этом искусство. Вообще, это больше ремесленная профессия или творчество?

Мне кажется, здесь всё вместе. Делание руками можно отнести к ремеслу.

Чтобы стать хорошим ремесленником, ты должен добавить к этому творческую нотку

Тогда это становится не совсем ремеслом, а переходит в искусство. Из волос тоже можно создать великолепные вещи, сделать какие-то архитектурные сооружения. Понятно, что в жизни ты не будешь это носить на голове, но с точки зрения создания образов это здорово. Иной раз я смотрю и просто восхищаюсь такими работами, потому что у людей настолько креативное мышление, чтобы всё это создать, придумать, сделать образ как картинку.

Естественно, я больше направлена на ежедневные стрижки, на то, как человек каждый день себя видит в зеркале. Но глядя на работы, созданные другими людьми, на их креативные футуристические образы, мне тоже хочется предложить клиентам какие-то изменения в повседневной жизни. Конечно, не настолько, но что-то новое внести. Это развивает твоё воображение, твои предложения клиенту. Нужно учиться, нужно видеть такие необычные вещи, которые делают другие люди.

То есть, это всё-таки творчество. Это такая творчески-ремесленная профессия. Я думаю, что это некое сочетание: и руку нужно набить, и опыт приобрести, чтобы ты понимал, что ты делаешь, для чего ты это делаешь, и предлагал человеку разнообразие. Потому что если повторяться, делать всё время одну и ту же стрижку, человеку это надоест.

Мы не находимся в каком-то статичном состоянии, ни внутреннем, ни внешнем. Всё время хочется какого-то движения, пусть небольшого, но движения. И даже выполняя одну и ту же стрижку на клиенте, который ходит ко мне долгое время, я всё равно что-то меняю.

Ты всё равно не стрижёшь по шаблону. Невозможно подстричь по шаблону

Даже в течение года стрижка каждый раз будет разная. Повториться невозможно.

В основном, вас знают по сарафану. То есть, вы вообще нигде не продвигаетесь, ни в соцсетях, ни в журналах?

В журналах нет. Мы имеем свою клиентскую базу, наработанную за долгое время. Мы только сейчас начали планировать как-то о себе заявить. В тех же соцсетях, например. Сейчас это хорошее, доступное массовое средство, чтобы о себе заявить. Мы только сейчас начали этим заниматься, но при этом самое лучшее – это сарафанное радио.

Например, ты делаешь свою работу, и потом к тебе приходит человек и говорит: «Вот вы стрижёте мою коллегу по работе. Я смотрю за ней, и мне нравится её голова». И человек хочет пойти к этому мастеру, потому что он постоянно видит перед собой красивую коллегу. Даже бывает так, что люди на улице подходят и спрашивают. От клиентов я слышу разные истории. *Улыбается*

Одна клиентка рассказала, что к ней в магазине подошла какая-то женщина и спросила, где она стрижётся. То есть, бывает, что люди и таким образом о нас узнают.

Самая лучшая реклама когда люди видят твою работу на улице и понимают, что есть мастер, который может их хорошо подстричь

По большому счёту, вам этого хватает, да? То есть, вы на этой базе и живёте?

В принципе, пока хватает, да. Но мы всегда рады новым людям, новым клиентам.

Но постоянные клиенты – это основа?

Мне кажется, что если ты хорошо делаешь свою работу и имеешь постоянных клиентов – это очень хороший показатель успешности любого бизнеса или мастера как имени.

Как это принято у мастеров в бьюти-индустрии? Они годами нарабатывают клиентскую базу, и потом с ними работают, да?

В основном, да. Если говорить о работе как о бизнесе, о заработке, то постоянная клиентура – это твой стабильный доход. Конечно, привлечение новых клиентов, расширение клиентской базы всегда приветствуется, но всё равно создаётся определённый костяк людей, которые с тобой постоянно, на протяжении долгого времени. Естественно, это приятно, это радует, это неоценимое доверие людей, которые тебя любят и к тебе возвращаются в течение долгого времени. Это очень здорово.

Вы делаете комплекс услуг?

Да, человек может прийти и получить полный комплекс услуг по уходу за волосами, руками, лицом. Это достаточно стандартный набор услуг для салона красоты.

Ты сразу понимала, что надо делать комплекс, да?

Да, потому что людям удобно прийти в одно место и сделать всё сразу, а не бегать по городу и искать, где отдельно сделать руки, где отдельно сделать голову. Хотя есть люди, которые что-то делают отдельно, а к нам приходят только за стрижкой и за окраской. Но в целом, людям нужно уметь давать полный набор услуг, чтобы они приходили и могли всё сделать в одном месте. Поэтому нужно ориентироваться на комплекс услуг для клиентов.

Хорошо быть клиентоориентированным. То есть, ты даёшь человеку комфорт в общении, в профессиональном плане, и предоставляешь комплекс услуг. Тогда это правильное место.

Но у вас это идёт не от науки, а от души и из опыта?

Я думаю, что да, потому что нужно создать место, где будет комфортно всем, где можно расслабиться, получить качественную услугу, при этом отдохнуть душой и побыть в хорошей атмосфере. Мы стараемся поддерживать эту атмосферу, потому что мы и сами хотим работать в комфортной обстановке, и делиться этим с людьми, которые сюда приходят.

А что является показателем высокого класса? Что отличает высокий класс от обычного уровня?

Я всегда в своей работе оставляю маленький процент неудовольствия собой

То есть, я никогда не ставлю себе 5 балов за свою работу. Я всегда поставлю себе 4,5 балла. И эти 0,5 заставляют тебя двигаться, чтобы ты не терял интереса к тому, чтобы что-то делать. Эти 0,5 заставляют тебя что-то искать, смотреть, обучаться. Всегда есть, к чему стремиться.

Недодовольство собой является постоянным стимулом не сидеть на месте, не закончить работу и сказать: «Я всё сделала, я успокоилась, всё прекрасно и хорошо». Мне кажется, это тебя не двигает. То есть, ты можешь впасть в статичность и просто саморазрушиться.

А когда ты думаешь: «Нет, можно было сделать ещё лучше», – это и является причиной того, что я не считаю себя мастером супер уровня, я не надеваю корону себе на голову. Это заставляет тебя всё время развиваться, стремиться, обучаться и видеть вокруг себя больше профессиональных мастеров.

Я всегда смотрю на других мастеров. Мне кажется, если ты говоришь, что ты мастер, то сразу становится скучно. А скучно означает прекращение роста, прекращение развития. Всё, мне не к чему стремиться! Я мастер, я себе медаль на грудь повесил, и достаточно. И всё, скука в жизни! А это хуже всего.

Только развиваться, и всегда оставлять маленькое недовольство собой, которое будет заставлять тебя двигаться дальше, стремиться к росту.

Когда ты перестала работать по найму, получилось так, что образовалось «Бюро красоты» и команда. А почему ты не выбрала путь просто быть индивидуальным мастером, работать на себя?

Когда мы нашли это место работы, сначала так и получалось, что каждый работал сам на себя. Скажем так, это жизненные обстоятельства подтолкнули меня к тому, чтобы взять на себя роль паровоза, потому что в любом месте должен быть человек, который отвечает за организацию, за помещение, за салон, за территорию. И как-то негласно эта роль досталась мне. *Смеётся*

Сначала я не очень понимала, зачем мне это нужно, потому что я вроде бы самостоятельный мастер, и зачем мне все эти ответственности. Но с другой стороны, если жизнь толкает и ставит тебя перед лицом того, что некому кроме тебя, то, наверное, зачем-то мне это тоже нужно.

Конечно, было немножко страшно.

Как говорят мудрые люди, нужно идти туда, где страшно, а не туда, где комфортно

Естественно, это выбивает тебя из зоны комфорта. А всё, что выбивает из зоны комфорта, является твоим личностным развитием, ты расширяешься, ты смотришь на жизнь под другим углом. Я надеюсь, что пройдёт время, и я скажу: «Вау! Неужели я это сделала! Это круто!» Пока я ещё немножко побаиваюсь, в чём-то сомневаюсь, но я всё равно это делаю, просто беру и делаю. Боишься, не боишься, но делать надо.

У меня никогда не было в голове идеи организовать что-то своё. Мне нравилось приходить и работать. Я считала себя очень хорошим исполнителем, у меня были чёткие обязанности, правила поведения на работе, я очень хорошо входила в эти рамки, и меня это устраивало.

Но потом жизнь сама привела к тому, что нужно было что-то делать, что-то менять. На самом деле, мне это тяжело далось, потому что это как раз-таки та ситуация, когда жизнь выбивает тебя из зоны комфорта, из привычного состояния. Уходить в новое всегда страшно, всегда чувствуешь себя напряжённо. Но сейчас я понимаю, что я правильно сделала, что этот шаг был верным, потому что засиделась работать по найму.

Нужно не бояться идти работать на себя. Вот сейчас я могу сказать: «Почему же эта мысль не пришла лет на пять-шесть пораньше!» С другой стороны, до всего нужно дорасти, чтобы внутренне быть готовым, чтобы не сломать себя, чтобы это пошло правильно и легко.

Своим темпом, да?

Да, своим темпом. Кто-то приходит к этому в более раннем возрасте, сразу знает, что не будет ни на кого работать, будет работать сам на себя. Есть масса примеров, где молодые люди делают свой бизнес, организовываются, и у них всё получается. А я пришла к этому своим темпом. Теперь мне надо решать вопросы продвижения, закупить, организовать, выбрать линейку, на которой мы будем работать.

Но я всегда советуюсь с коллегами, потому что у нас это общее. То есть, я не выбираю это лично. У нас всё равно осталось взаимопонимание, взаимоподдержка.

Я всегда советуюсь с коллективом, что лучше делать, как лучше сделать, мне очень важно их мнение

Я себя ещё не до конца комфортно чувствую в роли руководителя. Не знаю, что будет через год, через два, потому что я всего лишь последний год приучаю себя к мысли о том, что я за это ответственна. Иногда, конечно, думаешь: «Да зачем всё это нужно!» Иногда хочется всё бросить и убежать, потому что я пока ещё не окунулась в это настолько, чтобы сказать, что мне это нравится.

Со многими вещами я столкнулась впервые и стараюсь их понять, осознать, как это лучше сделать, как это сделать правильнее, чтобы всё работало так, как оно должно работать. Я понимаю, что я ещё только в начале пути. Может быть, мне даже придётся пойти на какие-то тренинги и семинары по организации бизнеса, потому что это совершенно другая область, с которой я не сталкивалась, и в которой у меня нет знаний.

Сейчас я это делаю на каком-то интуитивном уровне. Я опираюсь на своё ощущение, на свой опыт работы по найму, когда я видела, как ведётся бизнес, и делала для себя какие-то выводы. Поэтому пока что всё идёт чисто интуитивным способом, по наитию.

Мне очень понравилось, что наш разговор получился таким честным. Не о том, что ты такая героиня, тебе всё нравится, ты прёшь вперёд как паровоз. Нет, у тебя тоже есть страхи…

Конечно! Я человек, я женщина, я боюсь многих вещей, но жизнь просто толкает тебя к тому, что это нужно делать. Я, как раз-таки, из тех людей, про которых говорят: «Глаза боятся, а руки делают». Вот это про меня, скорее всего.

Есть какой-то внутренний азарт: посмотреть, насколько ты с этим справишься, что ты из этого сделаешь

Всё равно есть какая-то искра внутреннего интереса, которая помогает не окунуться в этот страх, не убежать, закрыться и спрятаться. Нет, эта искра поддерживает в тебе здоровое чувство азарта. Как говорится, нет ситуации, с которой человек не мог бы справиться. Меня, как раз-таки, тормозила моя неуверенность в себе, хотя все мне говорили: «Давай-давай-давай». То есть, я сама себя останавливала.

А сейчас жизнь просто развернула меня лицом в одну дверь, и всё – выход только через неё. Значит, надо идти.

У тебя не было идеи сделать какой-то дорогой салон? У тебя же есть мастерство, опыт, и ты вполне могла сделать дорогущий салон с космическими ценами

Наши постоянные клиенты – это категория людей, которые не кричат о себе, у них нет этих пальцев, которые были в лохматых 90-х годах. То есть, это люди самодостаточные за счёт своего внутреннего состояния, нежели внешнего. Они могут быть и состоятельными, и не совсем простыми людьми, но человеческие качества у них нормальные, без распальцованного поведения. Всё очень просто, всё понятно, и при этом очень конкретно. И ты понимаешь, что на самом деле там всё не так просто.

Получается, ты шла от клиента, от того, что ему нужно, да?

Да, люди всё-таки идут, в первую очередь, на человеческие качества. Мне так кажется. И на профессионализм, конечно.

То есть, пыль в глаза и так далее, всё это уже уходит, да?

Это уже ушло, этого уже давно нет. Ты можешь стричь золотыми ножницами, но при этом ты и ровной линии можешь не сделать. И в чём тогда смысл этой работы? Этот раздутый пафос никому не нужен.

Люди приходят за простотой: просто, хорошо, но при этом качественно

То есть, мы создавали функциональное место работы для себя, чтобы это было комфортно нам как мастерам. Какие-то золотые рамы, какие-то картины – мне это всё не нужно. Чем проще, тем лучше. Важна техническая сторона вопроса, чтобы было комфортно, удобно, чтобы были самые необходимые вещи для работы. И чтобы клиент себя чувствовал комфортно.

Ты рассказывала, что вы переделывали под себя свет, зеркала

Я это отношу к техническому удобству для мастеров. Имея опыт работы в других местах, ты понимаешь, что комфортно, что некомфортно. Очень многие салоны открывают люди, не работающие в этой профессии. И они их оборудуют с точки зрения эстетики, красоты, дизайна, чтобы это хорошо смотрелось в интерьере. Но немножко не задумываются о том, как комфортно будет работать мастеру.

Я исходила именно из этого момента, чтобы тебе, прежде всего, было комфортно работать как профессионалу. Да, пришлось вложиться своими средствами, потому что я не имела никакой стартовый капитал. То есть, мы всё это сделали за счёт своих сил, из того, что мы могли себе позволить. Получилось очень неплохо.

Удобство должно быть во всём. Когда я ездила учиться в школу «Vidal Sassoon», я подсмотрела у них идею вырезать отверстие в столешнице. Я увидела эту простоту, удобство, ничего лишнего. Меня это поразило. И у меня уже тогда были мысли, что надо и себе так сделать. Ничего лишнего. В принципе, для моей работы мне нужен хороший свет, зеркало и удобное кресло для клиента.

Но ты сразу понимала, что ты не будешь снижать планку, да?

Это гарантия твоей дальнейшей работы. Не на сегодняшний момент, когда клиент пришёл, а завтра не важно, вернётся он или нет. Мне, например, очень важно, вернётся он ко мне или не вернётся, поэтому сегодня я дам ему то, что я должна дать, качественно, хорошо, правильно. И я хочу, чтобы этот клиент потом вернулся ко мне, зная, что здесь это будет так.

Ольга, огромное спасибо за такой прекрасный разговор. Желаю тебе, чтобы и развитие было, и всё было, чтобы всё складывалось

Спасибо, мы будем стараться, делать, как-то себя улучшать и предлагать клиентам новые услуги, потому что мы работаем в такой отрасли, которая требует постоянного совершенствования.

На самом деле очень интересно и приятно встречать людей, которые достигли такого мастерства, когда они сами нужны клиентам. То есть, не они идут к клиентам и предлагают свои услуги, а клиенты просят их работать, делать, быть

Кстати, да. Я об этом не подумала, но на самом деле так и есть. То есть, у нас как раз тот случай, когда клиенты рады, что мы как команда не распались, что мы сохранили себя и нашли новое место для своей работы. Ты правильно сказала! Команда, которая нужна людям.

Это очень ценно

Да, очень ценно. Ты мне сейчас отличную мысль подсказала, я не думала об этом. *Улыбается*

И у тебя такая важная миссия – всё это сохранить и развить

Оля, спасибо большое!

Тебе спасибо!

879
Присоединяйтесь к нам

Друзья, важные причины подписаться:

№1 Раз в неделю к вам будет приходить подборка полезного материала #бизнесвкедах

№2 Вы первыми узнаете, с кем выйдет следующее интервью

Нажав кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку своих персональных данных, а так же принимаю условия политики конфиденциальности

Друзья, подписывайтесь на наш канал в YouTube, подписывайтесь на нас в соц сетях, потому что мы постоянно делимся чем-то полезным и вдохновляющим

Бизнес-истории