КАК ЗАРАБОТАТЬ НА РУКОДЕЛИИ: как свое любимое хобби превратить в прибыльный бизнес

Катия Соловцова

Дизайнер и владелица бренда I'm very...
714

На рукоделии можно заработать. Но это не просто. Если говорить о суммах 100 000 рублей в месяц и больше, это сложно. Иметь доход с продажи хендмейда 30 000 р в месяц проще и реально для индивидуального мастера, говорит Катия Соловцова. И самое главное помнить, если хочешь зарабатывать творчеством, то это прежде всего бизнес. Причем со своей спецификой.

Сама Кати 9 лет была успешным валютным брокером, входила в тройку лучших брокеров-женщин. Карьера, квартира, машина, поездки, жених. С этого-то все и началось ;)

Он сделал Кати предложение, Кати решила сама смастерить приглашения на свадьбу и все это выросло в творческий бизнес, которому уже 10 лет, и в котором три направления: эклюзивные свадебные приглашения, типовые и авторский хендмейд для В2В. Плюс еще образовательные проекты и марафон "Жизнь как творчество".

Кати много чего перепробовала, что-то было успешным, что-то нет. Сегодня у нее накоплен опыт большой-пребольшой, и полезный для многих. В интервью #бизнесвкедах много чего полезного есть, и не только для тех, кто в творчестве ;)

- В чем разница: хобби - индивидуальный мастер - владелец творческого бизнеса
- Главная ошибка, когда хотят зарабатывать на хобби и не получается
- Как вырасти с 250 р до 1000 р за приглашение
- Имеет ли смысл работать 24 часов / 7 дней
- Какие клиенты самые прибыльные
- Почему вместо "а теперь о деньгах" Катия угощает своих клиентов кофе и показывает вид из окна
- Как увеличить средний чек и как на это влияет ассортимент
- Что Катия ответила на вопрос "а нормальные ли у вас цены, в рынке ли они", что после ее ответа разговор о скидках прекратился сразу же и перешел в конструктив
- Почему в творческом бизнесе главное не творчество, а продажа
- Для чего творческому бизнесмену работать с В2В и что он может предложить корпоративным клиентам
- Что такое эксклюзив и что его отличат от типовых работ (важно, если вы хотите работать именно в нише эксклюзива)
- Как быть, если клиент хочет скидку
- Где искать клиентов: личный бренд, соцсети, "сарафанное радио"
- Свадебные приглашения - это легкие деньги и всегда хорошоие заработки?
- Что не нравиться клиентам и может их оттолкнуть
- Что можно делегировать, если работаешь с командой

Текстовый вариант интервью

Эксклюзивная информация, которой нет в интервью
Посмотрите это небольшое видео

Творческий бизнес: куда приводят мечты

— Ты работала в сфере финансов, строила успешную карьеру. Как так получилось, что ты решилась всё бросить и профессионально заняться творчеством?

— Когда пятнадцать лет назад я переехала в Питер, мне предложили должность валютного брокера. Это была абсолютно новая для меня профессия, я никогда прежде не работала в сфере финансов. Я согласилась и осталась в этой сфере на девять лет. Выросла до начальника отдела, и всё у меня было хорошо. Я купила квартиру, машину, завела собаку и много путешествовала.

Пока однажды мой будущий муж не сделал мне предложение.

Я подумала, что здорово было бы сделать нестандартные приглашения на нашу свадьбу. Я не знаю, почему мне пришло в голову сделать приглашения ручной работы. У меня никогда не было предрасположенности к ручному труду, где задействована мелкая моторика.

Я стала искать магазины, где продаются качественные и интересные материалы. Мои приглашения на свадьбу получились крутыми. И тогда я решила продолжать.

Но в тот период я воспринимала это больше как творчество, дело для души, а не как источник дохода.

Но уже через год меня пригласили работать креативным директором в Питерский Скрапклуб – магазин товаров для творчества. И я с позиции валютного брокера перешла в творческий бизнес. Этот переход прошел для меня естественно, без кризисов и особых проблем.

У меня многие спрашивают: «Не страшно ли было?»

У меня не было страха, хотя я меняла доход в 150 тысяч рублей на неизвестность. Было внутреннее ощущение, что я всё делаю правильно

Заказы стали появляться практически сразу. Я просто стала выкладывать фото своих работ в сети ВКонтакте. Еще я вела свой личный блог, который быстро стал популярным. В то время ведение блогов еще не было настолько распространено как сейчас.

В своем личном блоге однажды я разместила информацию с фотографиями моих работ. Людям стало интересно, пошли заказы.

В то время не было такого обилия альбомов, открыток и так далее. Я думаю, что просто сделала всё вовремя. Сейчас вряд ли получился бы такой стремительный рывок.

— А если ты никогда прежде не занималась изготовлением заказов ручной работы, то не возникали ли у тебя сомнения? Сомнения в том, будут ли твои работы соответствовать запросам клиентов, которые платят за них деньги?

— Почему-то таких страхов у меня не было. Было четкое понимание, что я должна делать.

Хотя был непростой эпизод, связанный с преодолением себя, после которого мне уже ничего в работе не было страшно.

Моя подруга заказала новогоднюю открытку для своего мужа. Я купила кучу материалов на большую сумму, разложила их перед собой и замерла. Я просто не представляла, с чего мне начать.

Когда у тебя есть всё необходимое, но ты никогда этого не делал, то начать клеить, резать, собирать, упаковывать очень сложно. Мне было сложно просто начать реализовывать в деле свои идеи. Это было настолько сложно, что я первый раз в жизни испытала паническую атаку.

Тогда я подумала: «Зачем я вообще согласилась? Зачем мне всё это? Почему я сначала не научилась, чтобы кому-то обещать?» и так далее.

Но я взяла себя в руки и договорилась сама с собой просто посмотреть работы дизайнеров в интернете. Я стала смотреть работы, постепенно успокоилась. Выбрала одну идею, начала работу, потом придумала что-то еще, и так постепенно у меня всё получилось.

Первая моя работа была выращена из панической атаки, но при этом она была достаточно гармоничной.

И когда я преодолела собственные тревоги, всё остальное уже было легко. Я не умела клеить. Посмотрела видеоуроки в интернете и научилась. Я не умела состаривать бумагу. Посмотрела уроки, применила эти знания, провела ряд экспериментов, чтобы найти свой авторский способ и даже записала свой мастер-класс.

Если у меня не получалось – я училась. Если не получалось найти, где этому можно научиться, то я фантазировала, экспериментировала, пробовала сама, а потом обучала других.

Страх пришел потом. Когда я приняла решение открывать бизнес

Ведь нужно было заключать контракты, брать на себя ответственность. Но никогда прежде я не была предоставлена сама себе, я всегда работала по найму. Страх «Я не справлюсь. У меня не получится. Я не знаю, что делать» захватывал меня.

Этот момент был для меня тяжелым, кризисным.

К чему нужно быть готовым, выбирая творческую сферу в качестве бизнеса

— Тебе хватает драйва в размеренном творческом бизнесе? Ведь по своей сути ты очень энергичный человек.

— В моем творческом бизнесе драйва значительно больше, чем в брокерской компании. Наверное, свою целевую аудиторию я выбрала интуитивно. Мои клиенты никогда не дадут мне скучать. Это требовательные люди, которые делают всё быстро, в последний момент, но они готовы за это переплатить.

Дополнительный драйв я получаю от необходимости организовывать. Я постоянно нахожусь в движении. И это движение не ограничивается рамками стандартного рабочего времени. Мой мозг продолжает работу над проектами даже ночью.

— Творческий бизнес – это совсем не про «розовый зефир» и «ми-ми-ми»?

— У нас вообще нет «розового зефира». Работа есть работа. Я достаточно строгий руководитель. Мало иметь коллектив творческих людей и заниматься работой, которая приносит людям радость. Нужно, чтобы этот коллектив стал командой. А самое главное, чтобы работа этой команды приносила прибыль.

Творческий бизнес – это, прежде всего, бизнес. Бизнес имеет свою структуру, в соответствии с которой возникают требования к руководителю, менеджеру по продажам, администратору.

Эти люди не должны быть «творческими» в привычном понимании этого слова. От них требуются организаторские навыки, четкость выполнения задач, умение взаимодействовать с клиентами и всей командой. А непосредственно дизайнеры (те, кто придумывает и изготавливает) – и есть творческие люди.

Организовывать творческих людей – сложнейшая задача

— Как тебе это удается?

— Руководитель не должен постоянно находиться в состоянии «милоты». Можно и нужно хвалить команду, воодушевлять их на новые проекты. Но важно понимать, что ответственность за принятие решений, за качество работы – это вовсе не творческий процесс, это особая внутренняя позиция руководителя.

— Те, кто в твоей компании занимаются продажами, не имеют отношения к творчеству?

Устали читать?
Посмотрите это небольшое видео из интервью

А здесь можно посмотреть интервью полностью

— Я пробовала по-разному. Я совершенно не умела делегировать. Ведь изначально компания принадлежала мне, и я сами выполняла все заказы. Чтобы понять, какие люди мне нужны для развития бизнеса, мне потребовалось немало времени.

У меня был опыт, когда менеджер по продажам был еще и дизайнером.

Сейчас я уверена в том, что выполнением заказов (дизайн, сборка) должен заниматься один человек, а менеджером по продажам должен быть другой человек с совершенно иными личностными качествами. Он должен уметь продавать.

Найти людей, которые могут образовать команду, - это самое сложное, что было в истории моего бизнеса

Творческие люди очень быстро перегорают, особенно в сезон. По этой причине у нас меняется графический дизайнер каждый год. Как, правило, отработав год, после завершения сезона дизайнер уходит в «свободное плавание».

— Получается, что ты выращиваешь для себя конкурентов?

— Нет, я не боюсь конкуренции. Я как специалист уникальна. Современные технологии позволяют работать каждому, я не изобретаю ничего нового. Но умение вести переговоры с заказчиками, задавать им нужные вопросы, понимать с полуслова, сразу генерировать идеи – это то, что всегда останется со мной. Эксклюзивными проектами я занимаюсь лично просто потому, что я делаю это хорошо, и мне это нравится. Это дает мне возможность развиваться. Мозг всегда более ценен, чем исполнение.

— Как тебе удается в пиковый сезон продаж организовать качественное выполнение заказов, но при этом оставаться руководителем «с человеческим лицом»? Ведь у каждого члена команды периодически возникают какие-то непредвиденные обстоятельства (например, болезни, сложности в семье и так далее).

— Во-первых, есть бонусная система оплаты. Например, дополнительная оплата за выполнение заказа в кратчайшие сроки. Если действительно по очень уважительной причине дизайнер не может выполнить заказ, то я выполняю этот заказ сама.

Как заработать тысячи на изделиях ручной работы

— Как ты думаешь, возможно ли масштабировать такой бизнес? Ведь вы производите эксклюзивные изделия. Клиенты выбирают вас как специалистов. А значит это ограничивающий фактор в росте компании?

— Согласна, это был порог, который мне было сложно переступить. Настал такой момент, когда был достигнут максимум по количеству индивидуальных заказов, а значит и прибыли. Тогда я придумала новые направления для развития.

Первое направление связано с производством типовых приглашений. Я создала коллекцию и наняла дизайнера, который каждый месяц создает три новых приглашения. Все типовые приглашения мы размещаем на сайте.

Типовая линейка приглашений периодически обновляется. И если клиент заказывает приглашения из этой типовой линейки, то производство выполняет наемный работник без моего участия в этом процессе.

Кроме того мы выполняем корпоративные заказы. Бывает, что выполнив такой крупный заказ, можно «перекрыть» три месяца работы и взять еще дополнительных людей на сборку приглашений.

— Вы выбрали узкую специализацию – только приглашения?

— Да. Мы изготавливаем приглашения. Мы выпускаем дополнительные товары (номерки столов, план рассадки и так далее), но их ассортимент очень небольшой.

— А это не уменьшило средний чек заказа?

— Наоборот. Я сузила количество дополнительных товаров, но оставила то, что мне нравится делать больше всего. Это приглашения. Я оставила четкую линейку самого необходимого, выбрала самые качественные и крутые материалы, и высвободила свое время, чтобы заняться привлечением клиентов.

Мне выгоднее найти три «крупных» клиента, чем десять клиентов, которым будет нужен широкий ассортимент продукции.

Ручная работа очень дорогая в себестоимости. Задача руководителя – придумать что-то нестандартное, что увеличило бы прибыль

Это может быть увеличение позиций или обучающие курсы.

— Производство продукции ручной работы из дорогих материалов – не самый прибыльный бизнес?

— Да, это так. Когда ко мне приходят на обучение, то я задаю вопрос: «Сколько ты хочешь на этом зарабатывать?» Соотнесите эту желаемую сумму с вашим средним чеком. Вычтите стоимость материалов. Оцените, реально ли это. Чаще всего нет.

Следовательно, нужно либо увеличивать средний чек, либо придумывать дорогой товар, который позволит зарабатывать желаемую сумму.

Это было и моей ошибкой. Я выполняла много заказов, но зарабатывала не так много, как бы мне хотелось, потому, что себестоимость по-прежнему оставалась высокой. Даже нанимая в штат людей, выручка не была высокой, ведь тогда нужно было платить заработную плату и нести другие расходы.

— Значит, за счет простого увеличения количества заказов заработать много на изделиях ручной работы не удастся?

— В этой сфере так не получится. Выбирайте узкий сегмент, предлагайте эксклюзивные товары, разрабатывайте образовательные проекты.

Но опять же всё зависит от ваших амбиций, от того, какой доход от продаж вы хотите иметь. Я часто говорю на вебинарах: «Проще продать одну картину за 400 тысяч, чем 400 картин по тысяче».

У меня как предпринимателя есть ряд обязательств. Это зарплата сотрудникам, расходы на офис, налоги и так далее. Мне пришлось научиться финансовому планированию и учету.

Я просчитываю на полгода вперед количество заказов, которые я должна получить, чтобы покрыть все расходы и получить прибыль

Зная сколько заказов мне нужно получить в этом месяце, я придумываю, что же можно сделать, чтобы их получить.

— Ты просчитываешь средний чек?

— Я знаю свой средний чек и постоянно придумываю новые «фишечки», которые позволят его повысить. Этому всему пришлось научиться со временем.

Как вести переговоры с самыми требовательными клиентами

— Ты очень четко выстраиваешь бизнес-процессы в своей компании. Несмотря на то, что это творческая сфера, не стоит ждать вдохновения или надеяться, что клиенты сами придут и оценят вашу работу?

— Сейчас да. Но еще два года назад это было по-другому. Я не верю выражению «Когда вы будете заниматься любимым делом, вы больше никогда не будете работать». Вы будете работать, и, возможно, даже больше.

— Получается, что твои основные конкуренты – индивидуальные мастера? Если их расходы существенно ниже, как тебе удается выдерживать эту конкуренцию?

— Как ни странно, я в выигрыше от этого. Крупные заказы получают компании, а не индивидуальные мастера. В качестве своих конкурентов я воспринимаю лишь крупные компании.

— Ты сама общаешься с заказчиками и не передаешь своим сотрудникам эту функцию?

— Чаще всего переговоры с заказчиками веду я сама. Эксклюзивные заказы веду только я. Типовые заказы ведет менеджер, как правило, это телефонные звонки и переписка. Но если в офис пришел клиент, то я сама могу провести переговоры, независимо от суммы его заказа.

— А почему? Почему для тебя не приемлема модель, когда «большой босс» только организует работу и считает деньги?

— Наверное, это было бы рабочей схемой, если бы у меня было несколько филиалов. Но мне нравится быть включенной в бизнес-процесс. Мне нравится вести переговоры и продавать те услуги, за которые я ручаюсь. Мне нравится фантазировать вместе с клиентами. Наверное, мне было бы грустно, если бы я была этого лишена.

— Тебя вдохновляют процессы переговоров и продаж? Многие стремятся это скорее делегировать?

— Мне в продажах хочется перепоручить только то, что часто повторяется. Например, рассылка писем в стиле: «Здравствуйте! Ваш заказ готов» и так далее. Я максимально упростила технически решение этой задачи.

Мне нравится первая встреча с клиентом. Для меня это источник вдохновения

У нас очень маленький процент не сложившихся заказов. Обычно это видно уже на первом этапе.

— Почему же на приглашения такой широкий диапазон цен? Что делает эксклюзив эксклюзивом?

— Бывают такие проекты, выполняя которые я понимаю, что этот конкретный проект продать кому-нибудь другому невозможно в принципе. Он создан для этой конкретной пары.

— Это касается материалов, дизайна или стиля?

— Всего вместе. Это выбор концепции. Мы делали один проект, где вырезали лазером сюжетную историю любви молодоженов. В другом проекте мы разрабатывали приглашение, в котором был использован узор замка, выбранного в качестве места проведения свадьбы. Мы делаем так, чтобы весь стиль мероприятия находил свое отражение в приглашениях.

Основная часть моих клиентов начинают диалог с позиции «Я не знаю, чего я хочу». Это моя целевая аудитория. Эти люди приходят на мою идею.

— Как ты ведешь переговоры, когда клиент хочет одного, а ты как специалист понимаешь, что его вариант не самый удачный из возможных?

—Мне важно, чтобы клиент доверился мне. Я придумываю концепцию и подбираю материалы, а стиль задает заказчик. Бывает так, что концепция приглашения способна поменять стиль самого мероприятия.

— Казалось бы, приглашение – такая мелкая деталь…

— Я вообще считаю создание приглашений самой сложной частью в организации мероприятия. Многие организаторы и декораторы сотрудничают со мной, так как мое умение вести переговоры экономит их время.

Заработать на приглашениях ручной работы можно только выполняя большое количество заказов. Если бы у меня было 2-3 проекта в месяц, то заработать было бы очень сложно.

Почему корпоративные заказы – это сложно, но прибыльно

— Почему ты решила не ограничиваться частными клиентами? Что получает твой бизнес от корпоративных заказов?

— Проще брать один, но крупный заказ. Проще потратить время на поиск такого клиента, переговоры с ним и разработку одного конечного продукта, чем повторять эти этапы с несколькими частными клиентами. Я знаю, как вести переговоры с компаниями.

Прежде я выполняла только индивидуальные заказы. Мне не хватало опыта, чтобы начать работу с компаниями. И кроме того существовало техническое ограничение по количеству работ, которые я могла выполнить вручную за единицу времени.

Если у тебя две руки и 24 часа в сутках, то выполнить 1000 приглашений ручной работы – это сложнейшая задача. Я бы не рискнула переходить в корпоративный сегмент.

Есть такое мнение, что работа в корпоративном сегменте с большими заказами – это уже не творчество. Но первый выпускаемый продукт ведь тоже нужно придумать, чтобы было что тиражировать дальше.

Мне интересен сам процесс разработки нестандартной идеи, ведение переговоров, создание штучной работы

А последующее тиражирование (сборка) это уже не так важно, это я могу доверить своим сотрудникам.

— Что вы выпускаете для корпоративных клиентов?

— Приглашения на презентации, подарочные сертификаты для VIP-клиентов. Качественный продукт в виде полиграфии может успешно выполнять функцию рекламы.

Как оставаться в ресурсе, если твоя работа – творческий процесс

— Как ты распределяешь свои силы, чтобы оставаться энергичной?

— У меня и моей команды октябрь и половина ноября – отпускной период. В это время я не беру заказы, исключение составляют только постоянные клиенты. Как правило, в отпуске я работаю с ними дистанционно.

В воскресенье я отдыхаю всегда. Я могу заниматься чем угодно, но не работой. Обязательства творческого человека – делать что-то только для себя. Некоторые жалуются на то, что у них мало заказов. Возможно, это сигнал к тому, что осилить больше заказов, чем сейчас, ты больше не в силах.

— То есть ты считаешь неправильным работать через «не могу»?

— Да, но если ты что-то уже пообещал своему заказчику, то должен изыскать ресурсы, чтобы выполнить заказ при любых обстоятельствах. Особенно это касается свадьбы. Если у людей свадьба, ты не можешь заболеть и не отдать заказ.

Ты профессионал, а значит, не болеешь. Либо находишь человека, который сделает это за тебя, и сам контролируешь качество.

Если я знаю, что в это воскресенье я буду работать, то всю следующую неделю я буду ждать её окончания. Это никак не помогает вдохновению. Я хочу стремиться на работу.

Самой большой моей ошибкой было то, что я загоняла себя в страх остаться без заказов, а значит без денег. Чтобы выйти из этого замкнутого круга нужно организовать свою жизнь так, чтобы хватало времени и на вдохновение, и на творчество, и на работу.

Если у тебя работа занимает все 7 дней в неделю, значит ты раб своей работы.

Это твоя обязанность сделать себя человеком в ресурсном состоянии, тогда твои заказчики будут чувствовать от тебя теплоту, желание сделать красивую гармоничную работу, а не желание «выцепить» деньги.

Почему в творческом бизнесе не эффективны агрессивные продажи

— Ты хочешь сказать, что заказчик чувствует этот стресс, обусловленный страхом получить отказ?

— Заказчик всегда чувствует это давление. Технологии продаж сейчас очень поменялись. Агрессивные продажи не слишком эффективны, особенно в сфере творческого бизнеса. Клиент должен чувствовать комфорт во взаимодействии с вами.

Нужно самому находиться в балансе, тогда это позволит клиенту чувствовать себя более расслабленно. Такой клиент сможет больше вам доверять, даст больше возможностей для креатива и в конечном итоге он вернется к вам еще.

Еще одной моей ошибкой было то, что я не умела распределять ответственность между мной и самим клиентом. Раньше я всё время считала деньги своего клиента.

Не нужно решать самим за клиента, что для него дорого, а что нет

Вы предоставляете услугу и называете клиенту цену. Если клиенту нужна эта услуга, но сам изыскивает ресурсы, чтобы заплатить за неё. Если он не готов это сделать, он говорит вам об этом, и вы вместе, исходя из бюджета, ищете вариант, который устроит вас обоих.

Тогда это получается гармоничный разговор. Вы не делаете ничего в ущерб себе и в тоже время даете клиенту возможность стать равноправным партнером переговоров. Такое перераспределение ответственности дало мне возможность вырасти в доходах.

У меня был случай, когда один крупный клиент выразил сомнение по поводу того, насколько адекватны мои цены в сравнении с другими типографиями. Я абсолютно спокойно ответила ему: «Да, проверять не надо. У меня точно будет дороже».

Людям, которые умеют зарабатывать деньги, нравится получать лучшее качество. Они готовы за это платить. Они не хотят дешевле, они хотят за свои деньги получить качественный результат.

Я не стараюсь сделать свои приглашения дешевле, я стараюсь сделать их максимально хорошо. И цена, которую заплатит мой клиент, будет адекватна моей проделанной работе.

— Это очень интересно. Ты не стремишься заинтересовать клиента ценой, а смело говоришь о качестве своих работ?

— Да, и заказчик отвечает мне доверием. Если я чувствую дискомфорт клиента, вызванный ценой, я не буду настаивать. Я предложу ему другой, более доступный вариант. Это не значит, что этот вариант будет менее качественный.

Например, приглашения из типовой линейки по качеству материалов и печати не отличаются от индивидуальных приглашений, цена на которые в 2-3 раза дороже. Дорогие приглашения отличают нестандартные идеи, эксклюзивный подход к клиенту и так далее, но качество материалов и исполнения одинаково высоки.

Средний чек моего приглашения составляет 1000 рублей, но так было не всегда. Это тоже зона роста, наработка опыта. Когда-то я тоже делала приглашения за 150 рублей. И это нормально, что до уровня мастерства нужно расти. Глупо винить себя за то, что у тебя не получается то, что получается у того, кто делает это пять лет подряд.

А у творческого человека мысли такие: «У неё это есть. Я тоже так хочу. Но у меня не получается. Значит это со мной что-то не так». А дело всё в опыте.

Идите, пробуйте, экспериментируйте. Осваивайте новые технологии, повышайте цены за свои услуги.

Я хожу на выставки полиграфических услуг, слежу за мировыми тенденциями дизайна, изучаю новые технологии. Люди не закладывают в это свое время, а это тоже работа.

Зона роста – это когда ты сам развиваешься как профессионал, а потом предлагаешь услуги нового качества своему клиенту

Как в творческом бизнесе найти свою ключевую роль

— Опытные предприниматели говорят «Не всё сразу». Сколько занял твой путь?

— Мой путь был длинным и сложным, так как не было ничего. Сейчас намного проще. Тому, чему я сама училась за 3 года, я могу научить других за 3 месяца. Приходите ко мне на стажировку и практику. Единственное, что не этично будет повторять мои работы. Но научить вас делать красиво я могу, если у вас есть желание.

— Ты сразу решила создавать эксклюзивные продукты?

— Сразу. Мне всегда больше нравилось придумывать. Скажу честно, мне никогда не нравилось собирать большое количество одинаковых приглашений. Я не усидчивая в этом смысле.

Мне нравится придумывать пробный вариант, доводить его до идеального, радоваться этому, согласовывать с клиентом, а дальше передавать его своим сотрудникам, которые будут заниматься сборкой.

То, что я не исполнитель, а скорее генератор идей, я не сразу в себе обнаружила.

Когда я стала много заказов выполнять своими руками, то очень сильно уставала от этого, а нужно было сразу найти исполнителей, оставив себе роль идейного вдохновителя.

Как организовать постоянный поток клиентов

— Люди заказывают приглашения на свадьбу, получают свой заказ и уходят. А тебе нужно искать новых заказчиков? Как ты решаешь вопрос с постоянным привлечением клиентов?

— В своё время я постоянно находилась в поиске клиентов. Привлечение клиентов – не поточное, а все время разовое. Это сложно.

Но когда я поняла, что нужно выходить на новый уровень, то стала искать организаторов, которые занимаются поиском частных клиентов. На сегодняшний момент моя компания работает в основном с компаниями. Работа с частными клиентами – это сегмент типовых приглашений и эксклюзивные проекты.

В крупных проектах задействованы организаторы. Мне проще в начале сезона найти грамотных организаторов, а в конце сезона их отблагодарить, чем самой заниматься привлечением. Найти хороших партнеров – это очень важно. Мои партнеры – самое ценное, что есть у меня в работе.

— Многие воспринимают свадебную индустрию только как источник заработка денег?

— Свадебная индустрия основана на желании «потешить свое эго». Я тоже была такой. Иногда было просто важно показать, насколько мы круты, даже в ущерб заработку.

— Легких денег в этой сфере нет?

— Либо ты действительно пашешь и несешь полную ответственность за свои обещания. Либо ты говоришь, что делаешь красивые проекты, но мало на этом зарабатываешь.

И сейчас я не могу сказать, что я зарабатываю достаточно только на свадебных приглашениях. Скорее это старт для всего остального.

Как выбрать комфортную стратегию ведения бизнеса

— На что обращают внимание заказчики? Почему они выбирают тебя?

— Я думаю, это во многом влияние личного бренда. Я много пишу в социальных сетях, делюсь полезной информацией. Я осознанно работаю над развитием своего бренда. В конечном итоге это привлекает клиентов.

— Значит, ты не пытаешься создать компанию, дать ей название и спрятаться за ним?

— Пыталась. В истории с типовыми приглашениями моё имя стало мне мешать, ведь это работа команды. 10 лет назад моя компания называлась «Мастерская Кати Соловцовой», сейчас образовались два разных направления.

Проект «I'm very...» занимается типовыми приглашениями. Проект «Жизнь как творчество» - образовательный проект. Есть проект «Мастерская Кати Соловцовой», где я выполняю эксклюзивные заказы.

Я не нашла еще идеальную стратегию ведения дел.

— Просто интересно, насколько степень твоей вовлеченности в дела компании для тебя комфортна?

— В этом отношении у меня богатый опыт. Изначально я работала одна. Потом у меня была команда, но ключевой фигурой всё равно оставалась я сама. Потом у меня был период, когда я стремилась всё передать в другие руки. Сейчас я нашла лично для себя оптимальную модель.

Есть компания, которая может работать без меня. У неё есть план, скрипты, алгоритмы действий. И есть часть работы, которую выполняю только я. И пока я получаю удовольствие от этой части работы, я буду ей заниматься.

Мне нравится, что что-то может работать без меня. Но то, что работает только со мной, мне тоже нравится.

Когда я поняла, что главное в каждом из моих проектов, я нашла людей, которые закрывают эту историю. Если главное в эксклюзиве – это идея, то я и закрываю эту идею. Когда меня перестанет это устраивать, то я или закрою это направление, или делегирую эту часть работы.

С чего начинается успешный путь предпринимателя

— Какая, на твой взгляд, самая большая ошибка человека, который хочет своим делом начать зарабатывать деньги, то есть стать предпринимателем?

— Главная ошибка – отсутствие этапа постановки цели. Если у вас есть цель, проще посмотреть реальности в глаза.

Если вы изначально понимаете, куда хотите попасть, то сразу выстраивается структура последовательных шагов к этой цели

Должна быть стратегия. Задайте себе вопрос: «Как я пойму, что результат достигнут?»

Хотя иногда я разрешаю себе брать проекты только ради творчества, а не для достижения финансовых целей. Это такое творчество ради творчества. Бывает, что такой проект оказывается очень прибыльным, открывая новые возможности.

Нужно быть честным с самим собой. Некоторые не занимаются финансовым планированием от безответственности. А иногда это внутреннее позволение в отдельной части не следить за этим, но зато в остальных частях должен быть контроль.

Когда я стала относиться проще к себе, получать заказы тоже стало проще. Я не ищу через сложные ситуации оценку себя. Это просто рабочие сложности, которые нужно решать, а не страдать при этом.

714
Присоединяйтесь к нам

Друзья, важные причины подписаться:

№1 Раз в неделю к вам будет приходить подборка полезного материала #бизнесвкедах

№2 Вы первыми узнаете, с кем выйдет следующее интервью

Нажав кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку своих персональных данных, а так же принимаю условия политики конфиденциальности

Друзья, подписывайтесь на наш канал в YouTube, подписывайтесь на нас в соц сетях, потому что мы постоянно делимся чем-то полезным и вдохновляющим

Бизнес-истории